Чевенгур
Филармония
202 посещают
(473) 252-63-45,
(473) 255-48-77
Воронеж, Ленина пл, 11а

Время на 15 июня: 16:00

Чевенгур

Чевенгур
Музыка прозы Андрея Платонова
Произведения Галины Уствольской, Александра Вустина, Дмитрия Курляндского,
Владимира Тарнопольского
Ансамбль «Студия новой музыки»
Дирижер – Игорь Дронов

Проза великого Платонова, на первый взгляд, абсолютно самодостаточна, не допускает
никаких музыкальных толкований. Но ее самодостаточность — глубоко музыкальна. Ритм
речи писателя, неожиданные столкновения слов, взрывы смыслов, освещающие своими
вспышками новые грани стертой от употребления фразеологии, оказываются созвучны
композиторским исканиям нашего времени. Темы платоновского творчества: столкновение
человека и природы, природы и машины — это те самые темы, которые последнее время
волнуют композиторов во всем мире. Неудивительно, что в России платоновской темой
заинтересовались композиторы разных поколений.
На тексты из "Чевенгура" написаны не только песни Александра Вустина, но и крупное
сочинение Владимира Тарнопольского, где автор анализирует саму фонетику платоновского
слова, отливая в суровых инструментальных звучаниях "портреты" фраз из романа. Красота
души человека и красота машины, их своеобразное слияние в движении шумов и
музыкальной ткани — вот тема сочинения Дмитрия Курляндского, использующего отрывок
из "Сокровенного человека". В этом же концерте прозвучат сочинения, очень близкие по
духу прозе Андрея Платонова, но непосредственно не связанные с его конкретными
сочинениями. 4-я симфония Галины Уствольской и "Слово" для духовых и ударных Вустина
апеллируют к поэтике платоновских текстов в таких ее ключевых точках, как рождение
слова из немоты, противопоставление механического и человеческого и т.д.
Ансамбль солистов «Студия новой музыки» основан в 1993 году композитором Владимиром
Тарнопольским и дирижером Игорем Дроновым. Первое выступление ансамбля состоялось
на фестивале русского искусства во Франции под управлением Мстислава Ростроповича.
Главная задача ансамбля – интеграция российской музыки в общеевропейский контекст,
поэтому основные направления работы Студии: знакомство российской аудитории с
классикой авангарда, «второе открытие» произведений российского авангарда 1910-х – 1920-
х годов, проведение мастер-классов для молодых композиторов и исполнителей, заказы
новых сочинений молодым композиторам.
За прошедшие 18 лет ансамбль дал около 800 концертов, выступая не только в Москве и
городах России, но и в Австрии, Азербайджане, Бельгии, Великобритании, Германии,
Италии, Нидерландах, Португалии, США, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции и др.
странах. Концерты Студии проходили в таких престижных залах как Берлинская
филармония и Konzerthaus, ансамбль проводил мастер-классы в Оксфордском и Гарвардском
университетах, музицировал совместно с Ensemble Modern и Шенберг-ансамблем.
Среди наиболее крупных проектов Студии – трехгодичный цикл »Антология музыки ХХ
века в российских регионах», серии концертов «Россия-Германия. Страницы музыкальной
истории», «Шенберг-Кандинский: диалог живописи и музыки», «Moz-Art. Игры с
Моцартом», «Неизвестные русские гении ХХ века. Премьеры 80 лет спустя» «Шедевры
австрийского симфонизма в переложениях для камерного ансамбля», «Сто лет новой
музыке», «Свет и звук. Скрябин и композиторы ХХ века». Ансамбль провел цикл концертов-
монографий: Арнольд Шенберг, Игорь Стравинский, Альбан Берг, Александр Мосолов,
Эдгар Варез, Антон Веберн Николай Рославец и др. Большой резонанс получила серия
концертов-портретов крупнейших современных композиторов: Пьера Булеза, Клауса Хубера,
Хайнца Холлигера, Тристана Мюрая, Беата Фуррера, Филиппа Юреля, Жерара Цинстага,
Эдисона Денисова, Фараджа Караева, Александра Вустина и др.
Студия новой музыки является базовым ансамблем международного фестиваля современной
музыки Московский Форум, проводимого Центром современной музыки Московской
консерватории. Ансамбль проводит Международный конкурс молодых композиторов им.
Юргенсона, а также различные исполнительские конкурсы.
Студия новой музыки записывает произведения для различных радиостанций, выпускает
компакт-диски с музыкой русских и зарубежных современных композиторов. Бельгийская
фирма MEGADISC издает серию CD-портретов известных российских композиторов в
исполнении Студии новой музыки.
Ансамбль обладает эксклюзивным правом на первое исполнение сочинений российских
композиторов Александра Вустина, Фараджа Караева и Владимира Тарнопольского.
За большой вклад в развитие современной музыки в России ансамбль получил престижные
премии Ernst von Siemens Musikpreis (2001, 2004) и Kulturstiftung des Bundes (2004-2006).
Заслуженный артист России Игорь Дронов – главный дирижер ансамбля солистов «Студия
новой музыки», с которым он осуществил более 500 российских и мировых премьер
сочинений композиторов ХХ века. С момента основания фестиваля современной музыки
«Московский Форум» И. Дронов выступает главным дирижером фестиваля. С 1994 года –
главный дирижер и художественный руководитель молодежного ансамбля солистов
«Премьера». С 1992 года преподает в Московской консерватории на кафедре оперно-
симфонического дирижирования (с 2002 года – профессор).
С 1991 года является дирижером Большого театра, где в его репертуар вошли оперы
«Евгений Онегин» П. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, «Трубадур» и «Травиата» Дж. Верди,
«Алеко» и «Скупой рыцарь» С. Рахманинова, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, «Дети
Розенталя» Л. Десятникова. Также выступает с оркестром Большого театра с концертными
программами.
Игорь Дронов является приглашенным дирижером многих известных музыкальных
коллективов, среди которых Российский национальный оркестр, Ensemble Modern
(Германия) и др.
Записал серию компакт-дисков современной русской и зарубежной музыки. Гастролирует в
странах Европы, США и Японии.