Андрей Волконский (1933 – 2008) Концерт-портрет Ансамбль «Студия новой музыки» Дирижер – Игорь Дронов
Филармония
202 посещают
(473) 252-63-45,
(473) 255-48-77
Воронеж, Ленина пл, 11а

Время на 14 июня: 18:00

Андрей Волконский (1933 – 2008) Концерт-портрет Ансамбль «Студия новой музыки» Дирижер – Игорь Дронов

Андрей Волконский (1933 – 2008) - композитор, клавесинист, пианист, основатель ансамбля
«Мадригал» - первого российского коллектива, исполнявшего музыку Средневековья,
Возрождения и русскую церковную музыку.
Князь Андрей Михайлович Волконский родился в 1933 году в Женеве, Швейцария, в семье
русских эмигрантов. Его семья принадлежит к роду русских князей, ведущих свое
происхождение от легендарных Рюриковичей. Интересен тот факт, что по материнской
линии композитор был внуком воронежского губернатора Г.Б. Петкевича (1873 – 1937),
расстрелянного в Ленинграде.
Он учился в Женевской и в Парижской консерватории, в Женеве его наставником также был
знаменитый пианист Дину Липатти. После приезда в СCCP в 1947 году семью Волконских
определили на поселение в Тамбов. Волконский учился в Московском и Тамбовском
музыкальных училищах, а затем – в Московской консерватории.
Волконский стал основоположником советского музыкального авангарда 1950-1960-х годов,
оказав огромное влияние на развитие музыкального искусства в Советском Союзе.
Творчество Альфреда Шнитке, Софии Губайдуллиной, Эдисона Денисова имело
предшественника в лице Волконского. Как композитор Волконский следовал новейшим
течениям западной музыки, открыто нарушая каноны искусства «народного по форме,
социалистического по содержанию». Его Musica Stricta стала первым сочинением в СССР,
написанной в 12-тоновой технике. В его камерных кантатах отразились новейшие на тот
момент тенденции обращения со звуком (в первую очередь, его тембром) и спетым словом.
Этапный опус Волконского - «Сюита зеркал» на стихи Гарсиа Лорки. Премьера «Сюиты»,
состоявшаяся в Малом зале консерватории в 1961 году произвела фурор, хотя и оставалась
под вопросом до последнего момента.
В силу того, что с 1962 года произведения композитора было запрещено исполнять
публично, его творчество не получило широкого распространения, и в течение многих лет
музыку Волконского можно было услышать лишь в кино. Последовавшая в 1973 году
эмиграция на Запад вычеркнула имя композитора из культурного обихода нашей страны до
конца восьмидесятых годов.
После отъезда на Запад Волконский стал писать совсем другую музыку, искать истоки
своего творчества в немецком романтизме («Что живо пока» на стихи, написанные немецким
поэтом Бобровским в советском плену), мотетах раннего Возрождения («Перекресток»).
В 2010 году ансамбль «Студия новой музыки» осуществил запись компакт-диска
композитора, куда вошли сочинения Волконского разных лет. И если Платоновский
фестиваль 2012 года открыл для слушателей имя минималиста Эрика Сати, то в 2013 году
таким открытием станет композитор Андрей Волконский. Он создал новый музыкальный
язык, и, как и его любимый писатель Андрей Платонов, является знаковой фигурой в
русской культуре XX века.
Концерт-портрет, посвященный творчеству Волконского, станет российской премьерой
фестиваля.
Ансамбль солистов «Студия новой музыки» основан в 1993 году композитором Владимиром
Тарнопольским и дирижером Игорем Дроновым. Первое выступление ансамбля состоялось
на фестивале русского искусства во Франции под управлением Мстислава Ростроповича.
Главная задача ансамбля – интеграция российской музыки в общеевропейский контекст,
поэтому основные направления работы Студии: знакомство российской аудитории с
классикой авангарда, «второе открытие» произведений российского авангарда 1910-х – 1920-
х годов, проведение мастер-классов для молодых композиторов и исполнителей, заказы
новых сочинений молодым композиторам.
За прошедшие 18 лет ансамбль дал около 800 концертов, выступая не только в Москве и
городах России, но и в Австрии, Азербайджане, Бельгии, Великобритании, Германии,
Италии, Нидерландах, Португалии, США, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции и др.
странах. Концерты Студии проходили в таких престижных залах как Берлинская
филармония и Konzerthaus, ансамбль проводил мастер-классы в Оксфордском и Гарвардском
университетах, музицировал совместно с Ensemble Modern и Шенберг-ансамблем.
Среди наиболее крупных проектов Студии – трехгодичный цикл »Антология музыки ХХ
века в российских регионах», серии концертов «Россия-Германия. Страницы музыкальной
истории», «Шенберг-Кандинский: диалог живописи и музыки», «Moz-Art. Игры с
Моцартом», «Неизвестные русские гении ХХ века. Премьеры 80 лет спустя» «Шедевры
австрийского симфонизма в переложениях для камерного ансамбля», «Сто лет новой
музыке», «Свет и звук. Скрябин и композиторы ХХ века». Ансамбль провел цикл концертов-
монографий: Арнольд Шенберг, Игорь Стравинский, Альбан Берг, Александр Мосолов,
Эдгар Варез, Антон Веберн Николай Рославец и др. Большой резонанс получила серия
концертов-портретов крупнейших современных композиторов: Пьера Булеза, Клауса Хубера,
Хайнца Холлигера, Тристана Мюрая, Беата Фуррера, Филиппа Юреля, Жерара Цинстага,
Эдисона Денисова, Фараджа Караева, Александра Вустина и др.
Студия новой музыки является базовым ансамблем международного фестиваля современной
музыки Московский Форум, проводимого Центром современной музыки Московской
консерватории. Ансамбль проводит Международный конкурс молодых композиторов им.
Юргенсона, а также различные исполнительские конкурсы.
Студия новой музыки записывает произведения для различных радиостанций, выпускает
компакт-диски с музыкой русских и зарубежных современных композиторов. Бельгийская
фирма MEGADISC издает серию CD-портретов известных российских композиторов в
исполнении Студии новой музыки.
Ансамбль обладает эксклюзивным правом на первое исполнение сочинений российских
композиторов Александра Вустина, Фараджа Караева и Владимира Тарнопольского.
За большой вклад в развитие современной музыки в России ансамбль получил престижные
премии Ernst von Siemens Musikpreis (2001, 2004) и Kulturstiftung des Bundes (2004-2006).
Заслуженный артист России Игорь Дронов – главный дирижер ансамбля солистов «Студия
новой музыки», с которым он осуществил более 500 российских и мировых премьер
сочинений композиторов ХХ века. С момента основания фестиваля современной музыки
«Московский Форум» И. Дронов выступает главным дирижером фестиваля. С 1994 года –
главный дирижер и художественный руководитель молодежного ансамбля солистов
«Премьера». С 1992 года преподает в Московской консерватории на кафедре оперно-
симфонического дирижирования (с 2002 года – профессор).
С 1991 года является дирижером Большого театра, где в его репертуар вошли оперы
«Евгений Онегин» П. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, «Трубадур» и «Травиата» Дж. Верди,
«Алеко» и «Скупой рыцарь» С. Рахманинова, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, «Дети
Розенталя» Л. Десятникова. Также выступает с оркестром Большого театра с концертными
программами.
Игорь Дронов является приглашенным дирижером многих известных музыкальных
коллективов, среди которых Российский национальный оркестр, Ensemble Modern
(Германия) и др.
Записал серию компакт-дисков современной русской и зарубежной музыки. Гастролирует в
странах Европы, США и Японии.