Время на 04 июня: 10.00-18.00
Время на 05 июня: 10.00-18.00
Время на 06 июня: 10.00-18.00
Время на 07 июня: 10.00-18.00
Время на 08 июня: 10.00-18.00
Время на 09 июня: 10.00-18.00
Время на 10 июня: 10.00-18.00
Время на 11 июня: 10.00-18.00
Время на 12 июня: 10.00-18.00
Время на 13 июня: 10.00-18.00
Время на 14 июня: 10.00-18.00
Время на 15 июня: 10.00-18.00
Время на 16 июня: 10.00-18.00
Время на 17 июня: 10.00-18.00
Время на 18 июня: 10.00-18.00
Время на 19 июня: 10.00-18.00
Время на 20 июня: 10.00-18.00
Время на 21 июня: 10.00-18.00
Время на 22 июня: 10.00-18.00
Время на 23 июня: 10.00-18.00
Время на 24 июня: 10.00-18.00
Время на 25 июня: 10.00-18.00
Время на 26 июня: 10.00-18.00
Время на 27 июня: 10.00-18.00
Время на 28 июня: 10.00-18.00
Время на 29 июня: 10.00-18.00
Время на 30 июня: 10.00-18.00
Время на 01 июля: 10.00-18.00
Время на 02 июля: 10.00-18.00
Время на 03 июля: 10.00-18.00
Время на 04 июля: 10.00-18.00
Киноплакат 1910-1920-х годов из собрания Государственного Русского музея.
Писатель Леонид Андреев размышлял о будущем кинематографа в «Письмах о театре»: «Чудесный Кинемо!.. Если высшая и святая цель искусства – создать общение между людьми и их одинокими душами, то какую огромную, невообразимую, социально-психологическую задачу суждено осуществить этому художественному апашу современности! Великий Кинемо!..».
Открывая эту выставку, Платоновский фестиваль впервые прикасается к киноискусству – причем к самым его истокам, к эпохе немого кино. 73 работы первых русских киноплакатистов (Г. Алексеев, М. Кальмансон, П. Житков) и мастеров авангарда (А. Лавинский, братья В. и Г. Стенберги, Н. Прусаков, М. Векслер и другие) из собрания Русского музея были созданы в самый интересный период в истории жанра – первой трети XX века: от времени зарождения и становления киноплаката в 1910-е до его расцвета в 1920-х.
Подъем российского кинопроизводства произошел в период Первой мировой войны, тогда же было создано наибольшее количество дореволюционных отечественных плакатов. Они стали неотъемлемой частью эпохи: улицы пестрили кинорекламой. Ранний плакат был ориентирован на массовый вкус, наиболее характерной для него стала эстетика лубка с его «псевдонародным» стилем. Другая манера плаката была заимствована у журнальной графики – с эскизным, нередко карикатурно выполненным рисунком. Русский кинематограф развивал и жанр утонченной психологической драмы, ориентированной на образованные слои населения. Для его рекламы требовался более изысканный стиль – таковы многие плакаты П. Житкова или мастера, подписывавшегося монограммой «Иро и Л».
Развитие киноплаката 1920-х в целом шло в русле эстетики конструктивизма. Художники освоили прием фотомонтажа: часто образы героев становились центром композиции, удерживая вокруг себя другие ее элементы. Таков, например, признанный шедевр Антона Лавинского «Броненосец “Потемкин”». Кроме фотомонтажа, у кинематографистов был «подсмотрен» и необычный ракурс. Сложная композиция плаката того времени создавалась с помощью обратной перспективы, сочетания объемных и плоскостных деталей, смелых, диссонансных сочетаний цветов. Среди наиболее эффектных работ такого плана – произведения Стенбергов, Михаила Длугача, Григория Рычкова. Развивался также и беспредметный буквенный плакат (работы Михаила Векслера).
Киноплакат стал площадкой для творческого эксперимента ведущих мастеров советского авангарда 1920-х: они демонстративно порвали с ориентацией на массовый обывательский вкус, утвердившейся на заре немого кино, и сделали киноплакат явлением большого искусства.