Павел Филонов.. Рабочий Изо
Художественный музей им. И. Н. Крамского
239 посещает
(473) 255-38-67,
255-28-43
Воронеж, Революции проспект, 18

Время на 03 июня: 10.00-18.00

Время на 04 июня: 10.00-18.00

Время на 05 июня: 10.00-18.00

Время на 06 июня: 10.00-18.00

Время на 07 июня: 10.00-18.00

Время на 08 июня: 10.00-18.00

Время на 09 июня: 10.00-18.00

Время на 10 июня: 10.00-18.00

Время на 11 июня: 10.00-18.00

Время на 12 июня: 10.00-18.00

Время на 13 июня: 10.00-18.00

Павел Филонов.. Рабочий Изо

Живопись и графика из собрания Государственного Русского музея.

Впервые Платоновский фестиваль сотрудничает и делает совместную выставку с Государственным Русским музеем – одной из крупнейших в нашей стране культурных институций. 43 работы великого художника, одного из лидеров русского авангарда, основателя аналитического искусства Павла Филонова из собрания Русского музея (в котором хранится основная часть произведений мастера) никогда ранее не показывались в Воронеже.

Эксперты отмечают созвучие творческих принципов Павла Филонова и Андрея Платонова, родство менталитетов двух авторов, сходство в их понимании искусства. Их судьбы и творческие пути не пересекались, но каждый из них стоит особняком, глыбой среди своих коллег и современников, остается неразгаданной тайной и по сей день. Павел Филонов близок и Воронежу – в молодости он расписывал интерьеры имения Ольгино в Рамони.

Филонов, хорошо знакомый и поначалу близкий с гениями авангарда – Маяковским и Хлебниковым, в своем творчестве вышел за границы этого направления. Он провозгласил реабилитацию живописи (в противовес Малевичу) и картин, «сделанных картин и сделанных рисунков». Каждое прикосновение к холсту, по Филонову, – «единица действия», атом. Он настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не различает «видящий глаз», но может постичь «знающий глаз», с его интуицией и опытом. Павел Филонов трудился по 18 часов в сутки, говорил, что художник должен быть«рабочим Изо» (Дневник 1934 года).

В 1910 году была написана первая, по утверждению самого художника, картина – «Головы». Впоследствии он часто возвращался к этим образам, на выставке «Павел Филонов. Рабочий Изо» будет представлено несколько более поздних произведений из цикла «Головы», которые эксперты считают автопортретными. Зрители Платоновского фестиваля увидят и его многочисленные работы, которые художник называл «формулами»: «Формула комсомольца», «Формула расцвета», «Формула буржуазии», «Формула интервенции», «Формула революции», «Пейзаж (Формула весны)», – а также его последнюю картину «Лики» и другие шедевры.

Павел Филонов участвовал в Первой мировой войне, воодушевленно принял революцию, но его художественные взгляды виделись руководству страны опасной утопией. Постепенно вокруг него возникла стена изоляции. Филонов пытался удержаться, создав группу «Мастеров аналитического искусства» (МАИ), фактически просуществовавшую до его смерти. Он не принимал заказов и преподавал бесплатно, получая пенсию, как «научный работник 3-го разряда». Мастер голодал, экономил на материалах для живописи. Он умер в блокадном Ленинграде в 1941 году.

При жизни работы Филонова участвовали только в сборных выставках. Первая масштабная персональная выставка художника была открыта в Русском музее в 1988 году. Перед этим была проделана большая работа по спасению картин Филонова. Они были написаны маслом на тонком картоне – на холст у художника не хватало денег – и стали от времени хрупкими. Основной задачей реставраторов Русского музея было дублирование, или наклеивание, картона на холст, чтобы сделать возможным экспонирование работ.

Павел Филонов занял уникальную позицию в русском авангарде, оказал огромное влияние на художников своего и нашего времени. И хоть советское государство не принимало художника, оно не могло его не замечать. Луначарский говорил: «Филонов – величайший мастер. Его трудно понять, но это не умаляет его величия, и в будущем он станет гордостью страны».