"Железный человек" и его творчество

Как известно, в Воронеже немало талантливых людей, занимающихся изобразительным искусством. И в этой статье речь пойдёт о нетривиальном творчестве, перспективах и достижениях Ивана Горшкова - художника, скульптора, а также соучредителя Воронежского центра современного искусства (ВЦСИ).

 

Влияние и понимание.

- Мой отец  Сергей Горшков так же, как я - художник и скульптор, который, в своё время пошёл по пути современного нетрадиционного искусства. Это, безусловно, оказало на меня большое влияние. В детстве мне казалось, что нетрадиционное искусство, оно интересное, весёлое, живое, а академическое - это что-то скучное, отмершее и не достойное внимания. Лишь взрослея, я стал понимать связь эпох, связь культур и то, что живопись средневековья и эпохи возрождения - это не просто какое-то историческое недоразумение, а тоже очень важная и неотъемлемая часть, и хорошие художники разных эпох нисколько не противоречат друг другу.

 

Работа кипит!

- Меня очень вдохновляет процесс работы. Ради процесса я, наверное, и занялся этим делом. Сварка, электроны, раскалённая сталь, огромные рукавицы, фартуки - всё это невероятно интересно и увлекательно! Однажды, года 4 назад, я нашёл некую эстетическую линию, которую можно развивать. Я пробовал работать с разными материалами, делал наброски, рисунки, странные скульптуры из рубероида - полуабстрактные, фигуративные и не совсем, и даже условно шизофренические. Это была своеобразная попытка сделать какой-то убегающий, ускользающий образ. После всех попыток с рубероидом, я открыл для себя железо. Оно дешёвое, прочное и практически не повреждаемое! Скульптурами из железа можно спокойно нагружать самосвал, и с ними ничего не случиться. Они производятся путём бесконечных репрессий - их бьют, жгут, пачкают, царапают, мнут, переделывают и выворачивают наизнанку. Как-то раз я даже предложил установить в городе скульптурную группу под названием «Паркур» на спуске к Дворцу пионеров. По задумке, это должно было быть нечто вроде вызова городскому «вандализму». Пять полуабстрактных фигур, разукрашенных баллончиками, местами проржавевших и выгоревших, будто призывали: «Ну-ка попробуй сделать с нами что-нибудь!». Скульптурам невозможно навредить, их можно бить ногами, пинать и разукрашивать до бесконечности, от чего они становились бы ещё более интересными.

 

 

Тяжело крестьянину в городе.

- У меня есть такой ресурс, как дом в деревне. Там я соорудил самый обычный навес, и это в корне изменило мою жизнь. Земляной пол и открытый воздух дали мне возможность делать то, чего я не мог сделать в городе, даже имея мастерскую. Ты можешь бить кувалдой, и соседи ничего тебе не скажут, лить жидкое железо, и никакого пожара не будет, работать с самыми ядовитыми аэрозолями, и не задохнуться. Обычно моя работа проходит, как сезонная работа крестьянина - два месяца ты сидишь в деревне и дымишь сваркой в ангаре, потом два месяца ездишь по вернисажам и пьёшь шампанское. Летом «урожай» посадил, а зимой его пожинаешь.

 

«Давай сыграем в игру…?»

- Что касается постпроизводства, проект можно ещё долго обдумывать, экспериментировать с ним, переделывать, и мне такой метод очень нравится. Во первых, это придаёт некой стихийности, дикости, а во вторых, ты развязываешь себе руки, не накладывая никаких табу. Вот сейчас я что-то делаю... А сейчас всё брошу и покрашу... А сейчас сожгу краску... А сейчас опять покрашу... А сейчас я перекрашу и всё отскоблю... Сейчас сделаю ТАК, а потом разрежу и сделаю всё в обратном порядке! Таким образом, получается железный монстр, представляющий собой последствия жутких катаклизмов. Никто не знает, в какой последовательности была сделана скульптура, был ли это какой-либо план, и как вообще всё это получилось?! Для меня это, своего рода, игра, и никогда не известно, куда она тебя заведёт. Но и в этой игре тоже есть свои правила. Когда ты начинаешь работать над проектом и понимаешь, что делаешь что-то не так - не по правилам, некрасиво, грязно - возвращаешься назад и исправляешь.

 

Бесконечная история.

- Одна моя знакомая преподавала детям английский на дому, и у неё был ученик - маленький мальчик. Когда ему давали задание, например, проговаривать слова или изучать фонетику, он машинально выдвигал ящик стола и доставал оттуда всякую фигню - надгрызенные колпачки, сломанные карандаши, пластилин и т.д. Во время выполнения задания, он из всего этого что-то лепил, строил, собирал, а когда урок заканчивался - ломал и сваливал обратно в ящик. И в следующий раз всё повторялось заново... Такой шикарный пример идеального, не зависимого ни от рынка, ни от чужого мнения, творческого процесса, который мальчик делал исключительно для себя, и который никогда не будет завершён. Эта история произвела на меня колоссальное впечатление, заставила о многом задуматься…

 

В жизни всё надо попробовать.

- Однажды я поймал себя на мысли, что хочу, чтобы работа изначально пошла наперекосяк, и мне пришлось бы всё переделывать, выкручиваться, исхитряться. Тогда может получиться что-то действительно интересное! Я подумал, что нашёл формулу выхода из творческого кризиса. Если тебе кажется, что уже всё попробовал и не знаешь, как делать дальше, надо сделать так, как сделали бы твои враги - эстетические антагонисты, сделать то, за что было бы стыдно в высшей мере - пошло, мерзко... Произвести апогей безвкусия для своего собственного вкуса!

 

О профессии и перспективах.

- Что касается профессии художника, обдумывая перспективы, я стал перебирать разные сценарии жизни и пришёл к выводу, что быть художником - это самое простое и самое весёлое. Ты не ходишь на работу, делаешь то, что тебе нравится. Ты просто должен быть собой, и даже все твои странности и недостатки тоже были бы частью твоей профессии. Находясь в респектабельном обществе, ты можешь эксцентрично себя вести, нести всякую чушь и делать прочие чудачества - это как-бы такой стиль, имидж, образ. А если ты будешь сидеть, как приличный человек, это будет слишком скучно! Думаю, что в этой профессии даже есть что-то гангстерское - ты не платишь налоги, ездишь за границу, если, конечно у тебя всё хорошо сложилось. Но, разумеется, для этого надо работать.

 

О грядущем.

Кстати говоря, с 6 сентября по 1 октября 2013 г. в Москве, в Центре современного искусства «Винзавод» пройдёт выставка художника Егора Кошелева, посвящённая одному из музыкальных направлений, а именно - тяжёлому металлу, и имеющая одноимённое название «Heavy Metal». Для этой выставки молодые художники подготовили самые резкие, агрессивные, брутальные и наполненные чёрным юмором работы. Среди них будут и работы Ивана, которые сами по себе есть не что иное, как Heavy Metal.

 

Автор текста: Ева Шлегель

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.

Войдите или зарегистрируйтесь