Искусство как способ познания мира

В продолжение данной темы, художник, куратор и соучредитель ВЦСИ - Николай Алексеев - расскажет нам о себе, о том, как он выбрал свою профессию и о том, под каким углом нужно смотреть на современное искусство.

 

«Когда я понял, что не могу выбрать ничего конкретного, я выбрал всё сразу…»

- По окончании школы, я пошёл учиться в университет на исторический факультет. Я думал, что всё будет интересно, увлекательно и романтично, как в фильмах про Индиану Джонса - отважный юноша и красивая девушка, реликты древности, тайны, загадки и приключения. Но в реальности всё не так интересно, как казалось, и дальнейшая профессия представлялась бесконечным сидением за кафедрой в университете. Достаточно неприятное будущее, как мне кажется. И я ушёл из университета. Не могу точно сказать, почему решил стать художником. Я со школы увлекался разными дисциплинами. Оказалось, что искусство, так как оно выглядит сейчас - это оболочка, которая включает в себя и естественные, и гуманитарные науки, и многое другое. Когда я понял, что не могу выбрать ничего конкретного, я выбрал всё сразу - выбрал искусство. Но если бы жизнь сложилась так, что я не стал художником, я бы стал либо антропологом, либо авиаконструктором. Это опять же такой романтический образ. Лётчик садится в самолёт и летит. А авиаконструктор делает самолёт, прикасается к полёту, но он никогда не сядет в него и не полетит, потому что он не лётчик...

 

В ожидании чуда.

- Я, может быть, не совсем понимаю, что такое вдохновение, и что значит «ждать вдохновения». Если тебе нравится твоя работа, то ты будешь делать её всегда. У меня начало работы чаще всего проходит спонтанно. Сначала мне интересна какая-то идея, проблема, некая жизненная страта. Она меня волнует, я думаю только о ней, а затем приходит результат. Вообще, для меня процесс работы гораздо важнее и увлекательнее, чем результат. По аналогии с той же археологией, понятное дело, все археологи мечтают попасть на раскопки. Когда ты копаешь землю где-нибудь в поле, всегда ждёшь, что найдётся что-то интересное. Эмоции, которые ты получаешь, гораздо важнее, чем какой-то итог, потому что в большинстве случаев то, что ты нашёл, уже есть в музеях, и бумажка висит, на которой всё это описано. Самое прекрасное - ожидание чуда. Есть такое понятие, как «Синдром Стендаля». Писатель Стендаль всю свою жизнь мечтал приехать во Флоренцию и увидеть собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Он видел его на картинках, на гравюрах, но мечтал увидеть вживую, и однажды ему представилась такая возможность. Накопив денег, он приехал во Флоренцию, но пройдя по её тёмным переулкам и вдруг неожиданно увидев собор, у него случилось помутнение сознания, и он попал в психиатрическую больницу. Он был в предвкушении счастья, и когда с ним встретился, то не выдержал. Мне кажется, Стендаль - это прекрасная метафора!

 

Искусство видеть.

- Для меня любое произведение искусства - это определённый способ познания мира. Если я вижу какую-то работу, и она говорит мне о мире, значит, она хорошая. Красота в картине или скульптуре, как функциональная составляющая, совершенно не важна. Существуют расхожие мнения, что мы понимаем искусство прошлого, а современное искусство нам непонятно, и это мне всегда казалось странным. Мы видим на картине, например, цветочки в вазе, но кроме того, что они талантливо выполнены, мы больше ничего сказать не можем. Не можем понять, что стоит за этим, потому что это другой контекст, другая страна, другое время. Возьмём, к примеру, натюрморты малых голландцев. Каждый предмет, который они рисовали, являлся, грубо говоря, иллюстрацией из Евангелия. Мы сейчас это не воспринимаем, потому что контексты другие. Мы можем просто наслаждаться этой работой точно так же, как наслаждаемся новым платьем или моделью телефона. Очень часто на выставках люди подходят и спрашивают: «А про что эта работа? Нам не понятно. Вот ЭТА работа нам понятна, потому что она красивая и вызывает чувства, а ЭТА - непонятна». Мне кажется, главный вопрос, на который должен себе ответить человек, пришедший на выставку - на что ему смотреть, стоя перед каким-либо произведением. Искусствовед Джон Бергер в 60-х делал передачу на ВВС, которая в оригинале называется «Пути смотрения (Ways of Seeing)», а у нас - «Искусство видеть». Там он как раз описывает, на что человеку нужно смотреть. Например, если мы смотрим на какой-нибудь портрет 17 века, где стоит мужчина с ружьём, собакой, женой и детьми, а вокруг его угодья, то все говорят: «Ага, красиво! Похоже!». Бергер описывает, что здесь не нужно смотреть на то, что это «похоже». Здесь нужно смотреть на то, что 17 век - это историческое время, когда земледельцы были правящим классом. И человек этим портретом постулирует свою власть. «Вот он я стою. Вот мои угодья. Вот, посмотрите, какие у меня большие поля. Здесь я охочусь на дичь. А эта красивая женщина - моя жена». В данном случае нужно смотреть на властное отношение. Когда человек приходит на выставку, он пытается найти какую-то красоту, но не задумывается над тем, что действительно ему нужно видеть.

 

*Ниже представлены несколько работ художника с различных выставок:

 

Автор текста: Ева Шлегель.

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.

Войдите или зарегистрируйтесь